kryukov_a (kryukov_a) wrote,
kryukov_a
kryukov_a

Category:

Рецензия на статью Джоан Брук "Building Middle-earth..."

.
Вот и вышел очередной Палантир №75 (декабрь 2017).
Первое на что я обратил в нём внимание – это на перевод статьи Джоан Брук «Building Middle-earth: an Exploration into the uses of Architecture in the works of J. R. R. Tolkien» ( http://scholar.valpo.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1052&context=journaloftolkienresearch ).
Должен признаться, что я приступил к статье с неким чувством, которое можно описать как – радостное предвкушение. И, быть может поэтому, дочитывая перевод этих двух частей статьи (относящихся к хоббитам, всадникам и гондорцам) я, пожалуй, чрезмерно погрузился в его критику, но связано это лишь с разочарованием от несбывшихся ожиданий. Поэтому читающим эти строки следует учитывать этот момент. Хотя я постараюсь не мелочиться и обсказать свои претензии в общем.
Итак, приступим.
Складывается такое впечатление, что историография – это не самая сильная сторона рассматриваемого автора. Впрочем, для английских авторов это сейчас системная проблема (немногие интересуются и владеют этой дисциплиной). И, сразу оговоримся, то что современный английский автор не знаком с литературой на иных языках – это то что называется «само собой разумеющимся»… Конечно, это явление печальное – особенно на фоне того что ещё несколько поколений назад для современников самого Дж.Р. считалось правилом хорошего тона знать языки и читать на них. Собственно, и сам Дж.Р. является хорошим примером этого правила (см. например его обзоры). Но как объяснить то что Брук не упоминает книгу Тома А. Шиппи «The Road to Middle-Earth»? При том что Шиппи является её прямым предшественником – так в главе «Карты как отправная точка» он как раз рассматривает как пример противопоставления образов всадников и гондорцев через описание/сравнение архитектуры зданий Медусельда и Белой Башни. Меня, например, именно она в своё время побудила заняться исследованием архитектурных мотивов в Средиземье.
Насколько я понимаю, в разделе о хоббитах Брук в целом следует Карлу Кинселлу и сосредотачивается на архитектурных мелочах. Впрочем, сравнение Бэг-Энда с жилищем викторианского джентльмена вполне традиционно и даже тривиально. Это так называемые «врата повседневности» через которые в «Хоббите» Дж.Р. вводил своих читателей во вторичный мир. Позднее Толкин признал эти костыли излишними для сказки, но переделывать сложившийся образ Бэг-Энда не стал. В иллюстрациях к «Хоббиту» и последующих обширных описаниях Шира во «Властелине Колец» Толкин вписал архитектуру хоббитов в антропогенный ландшафт (и это, заметим, порождает очень интересную антитезу между Широм и Лориэном). Этот вневременной образ английской сельской провинции (прекрасно вписавшийся, например, и в «Фермера»). Собственно об этом и замечает первоисточник Брук; в то время как сама она отходит в сторону от идей высказанных Кинселлом об «историческом значении» хоббичьих нор (соотнося их со вполне определёнными классами) и абсолютизирует их значение – увязывая со «скрытной природой хоббитов». Хотя большая часть ширских хоббитов вполне проживала в конце Третьей Эпохи в домах.
Казалось бы, идею о «разнообразии и единстве» архитектуры Средиземья Брук здесь могла бы легко подчеркнуть – увязывая, например, соломенные крыши ширских домов с крышей Медусельда (правда, тогда пришлось бы отказаться от идеи «конской символики» в соломенной крыше), а простые исторические норы хоббитов с «грубенхаузами» др. германцев и через это с жилищами народов населявших Север. Можно было обратить внимание на сквозную линию такой архитектурной детали как фонтан - у Дома Келеборна, Медусельда и Белой Башни. Она могла бы обратить внимание на нефную природу коридора Бэг-Энда и связать её тем самым и с Домом Беора и с Медусельдом и с представительским залом Белой Башни (однако, схожесть в описаниях зала Денетора и зала Теодена автор предпочла не заметить погнавшись за противопоставлением зал/башня), да даже с Родниковым Залом Фангорна!
Вообще, с моей точки зрения автор неверно воспринимает всю архитектуру гондорцев конца Третьей Эпохи. Вроде бы Толкин вполне ясно отметил, что для гондорцев после пресечения династии начались «средние века», античность для них закончилась. То есть Башня Эктелиона, это архитектура Средних веков; это переосмысление прошлого с точки зрения поздних гондорцев. В случае зала Белой Башни архитектор отказался от массивных опор, соединив пространство обхода с венцом капелл воедино, новая конструкция дала возможность избавиться от толстой стены и позволила открыть большие окна впустив в залу свет. И различные решения убранства – выбор шпалер или статуй – вызваны не кажущейся холодностью гондорцев, а световым решением. Скульптура в зале Дэнетора служит тем же целям, что и шпалеры в зале Теодена – они описывает историю Гондора. Необходимо так же заметить, что жилые помещения гондорцев иные; там мы можем встретить и тканное и деревянное – это видно из описания комнаты, в которой в Минас Тирите жили Гендальф и Перегрин.

http://kryukov-a.livejournal.com/13384.html?mode=reply – «Настил пёстроцветный»
https://kryukov-a.livejournal.com/15674.html - «Башня Эктелиона и Золотые Палаты»
https://kryukov-a.livejournal.com/54980.html - «Репрезентация Власти и сакрализация её образа (внутренняя и внешняя)»
https://kryukov-a.livejournal.com/73514.html - «Тронный Зал Белой Башни как Imago Mundi»

P.s. Ну, вот как образец мелочных претензий могу привести постулирование автором того, что - "В толкиноведении давно стало трюизмом, что рохиррим созданы по образу и подобию англосаксов" ("It has been well established in Tolkien studies that the Rohirrim are modelled on the Anglo-Saxons"). Но ведь это просто не так - в толкиновских штудиях разбирают и готические корни рохиррим и то что на них повлиял образ "кочевых" народов нашего мира (например, мадьяр/венгров). В общем образ рохиррим - это контаминация разных образов + творчество самого Дж.Р.
Tags: Палантир, Средиземье, Толкин, архитектура, критика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment