kryukov_a (kryukov_a) wrote,
kryukov_a
kryukov_a

Categories:

«Exemplar и pecia».

Ремарка: это дополнительная заметка к теме посвящённой книгоизданию в Арде – http://kryukov-a.livejournal.com/31024.html .
А точнее вопросу книгопечатания – раздел «О книгопечатании в Нуменоре и еще о (не)сбалансированности развития» (См. расшифровку дискуссии – http://istarni.livejournal.com/42724.html#cutid1 ).
 

Арторон поднимает вопрос о необходимости определенной массовости передачи знаний, то есть о необходимости книгопечатания для воспроизводства "высоких технологий". Им предложено два варианта разрешения проблемы:

– культурологический, т.е. постулирует акустический характер культуры Нуменора (что, между прочим, учитывая подражание нуменорцев эльдар, выглядит достаточно правдоподобно). Однако как инженер и технолог могу высказать своё мнение, что для развития механической культуры данный метод не годится – необходима хоть какая-то визуализация.

– и гипотезу «утери знания».

Однако, я хотел бы осветить вот ещё какой вариант. В Средние Века существенно поспособствовало развитию книжного производства введение "пециальной системы" для изготовления рукописных книг. Собственно благодаря этому способу стала возможной именно массовая переписка рукописей.

Под "пециальной системой" понимают копирование книг с рукописей-образцов – exemplaria, состоявших из отдельных, несшитых тетрадей, которые назывались pecia. Пеции нумеровались и содержали обычно 4 листа, или 8 страниц (собственно тетради могли складываться по-разному). Они хранились у так называемых stationarii, которые обязаны были иметь пеции текстов в достаточном количестве, и выдавали их напрокат для копирования лицам, желающим скопировать определённый текст, прибегнув к помощи профессионального писца.

Главной целью пециальной системы было обеспечить как можно более широкую доступность разного рода научных текстов. Поскольку рукописи-"экземпляры" были несшиты и состояли из отдельных тетрадей, один и тот же "экземпляр" мог использоваться одновременно несколькими переписчиками. Это было необходимо, так как переписка текстов занимала очень много времени. Если бы используемый переписчиком образец представлял собой переплетённую книгу, то тогда она должна была бы в течении всего времени работы находиться в распоряжении одного писца и не могла бы одновременно использоваться другими переписчиками. Поэтому образцы состояли только из непереплетённых тетрадей, из которых копиист каждый раз уносил домой лишь одну. Только после того, как он заканчивал переписывать первую пецию, он мог обменять её на следующую, а первая пеция, таким образом освобождалась и становилась доступна для использования другими писцами.

Разумеется, мы должны учесть, что в Нуменоре во Вторую Эпоху, видимо, бытовала книга-свиток. Что, однако, не препятствует возникновению подобной системы. В заметке «Ещё один великолепный миф» (http://kryukov-a.livejournal.com/34390.html ) мы рассмотрели историю создания Нравственных поучений Григория Великого. То есть мы можем предположить, что exemplaria в нуменоре состояла из пеций-цер – восковых дощечек с нанесённым текстом. В позднем Нуменоре церы сделанные из дерева видимо потеснили пергаментные тетрадки. А отсюда оставалось сделать только один шаг до изобретения новой формы книги – кодекса, вытеснившей в Средиземье в Третью Эпоху книгу-свиток.

 

Литература.

 

1. Франк Сутермер «Exemplar и pecia. Производство юридических рукописей в Болонье в XIII-XIV вв. (пер. с нем. Е.В. Казбековой)» // Средние Века. Выпуск 67. - СПб.: Издательство «Наука», 2006.

2. Антонец Е.В. «Введение в Римскую палеографию». – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.
 

Tags: Толкин, история, книги, кодикология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments